ВСЕ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

Мы разошлем вашу новость, анонс или пресс-релиз в более 1000 СМИ

Мы опубликуем вашу новость в самых авторитетных и профильных изданиях России и СНГ

Предоставим подробный отчет, с ссылками на все публикации

11.02.2022 Образование, обучение, наука

Специалисты новой формации: какими навыками они должны обладать

«Будущее в любой профессии — за эффективным взаимодействием людей и технологий. Государство, бизнес, общество могут получить большой эффект от синергии способностей квалифицированных специалистов и возможностей технологий. Лидерство, безусловно, за людьми и их социальными навыками, но они должны дополняться скоростью, производительностью и быстродействием машинных вычислений и операций», — отметила директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксения Ткачева в кулуарах Международной недели науки в Самаре.

 
Самарский научно-образовательный центр мирового уровня «Инженерия будущего» с 8 по 16 февраля проводит Международную неделю науки. Одним из знаковых мероприятий стала состоявшаяся 10 февраля дискуссия «Инженеры новой формации», на которой выступила директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации Ксения Ткачева. В обсуждении также приняли участие руководители крупнейших федеральных и региональных предприятий (госкорпорации Ростех, АО «ТЯЖМАШ», ПАО «Кузнецов», РКЦ «Прогресс»), ректоры, проректоры и другие управленцы вузов (РАНХиГС, Самарского университета, СПбПУ, Южного федерального университета), руководство корпоративных академий Ростеха, Роскосмоса и АВТОВАЗа, представители правительства Самарской области и регионального Минпромторга.
 
В рамках дискуссии эксперты обсудили, каких компетенций не хватает у выпускников инженерных направлений подготовки, что нужно сделать, чтобы такие компетенции появились, как именно это сделать и какие препятствия на пути к достижению этой цели можно нивелировать.
Вопрос, который связан с обсуждаемыми темами, — взаимодействие людей и технологий.
«Искусственный интеллект и другие технологии не заменят человека, а помогут ему быть более эффективным и продуктивным, дополнят его способности и какие-то из них сделают сверхспособностями. Человек и технологии должны гармонично сосуществовать — и во всем мире в ближайшее время будут приняты законы, касающиеся взаимоотношений людей и роботов, — отметила Ксения Ткачева. — Лидерство, безусловно, за людьми, их умением работать в команде, их пониманием эмоций, контекста и всего невербального, креативностью и визионерством, адаптивностью и другими важными социальными навыками. Но эти скиллы могут и должны дополняться машинами, умеющими в режиме 24/7 обрабатывать огромные массивы данных с большой скоростью и точностью. Роботы могут взять на себя рутину, выполнение повторяющихся операций и опасных работ».
 
Таким образом, требования к инженерам и любым другим профессиям будущего — это работа не чисто по своей узкой специализации, а на стыке с другими специальностями, прежде всего с ИТ. Компетенции будущих инженеров — способность отвечать на глобальные вызовы, владеть наукоемкими и мультидисциплинарными технологиями, понимать и обосновывать стоимость каждого действия, учитывать запросы клиентов и требования экологии, работать в кросс-функциональных командах в гибких форматах. Перспективными инженерными направлениями являются цифровое проектирование и моделирование, разработка и применение цифровых двойников, передовые производственные технологии, новые материалы и аддитивные технологии, робототехника и мехатроника, технологии сенсорики, технологии беспроводной связи и интернет вещей, киберфизические системы, искусственный интеллект, большие данные, электротранспорт, возобновляемая и водородная энергетика, интеллектуальные и беспилотные транспортные системы, квантовые технологии.
«Помимо hard skills и soft skills, инженерам и другим специалистам будущего нужны digital skills: умение программировать и разрабатывать приложения, навыки дизайн-мышления и визуализации данных, умение управлять цифровыми проектами и правильно ставить задачи машинам по анализу больших и малых данных», — считает Ксения Ткачева.
 
Также директор Центра поделилась практикой подготовки руководителей и команд цифровой трансформации, которые могут использоваться и при обучении инженеров будущего. «Когда в образовательном процессе используются реальные, а не учебные кейсы, когда обучение максимально приближено к практике и строится на использовании технологий — тогда можно параллельно не только решать вопрос с кадрами, но и закрывать важные потребности обучающихся и тех людей, для которых они работают, — отметила Ксения Ткачева. — Обучение по нашим программам строится на основе перспективных практико-ориентированных проектов и кейсов. Подготовка руководителей и команд цифровой трансформации не оторвана от реальности, а максимально приближена к практике и основана на проектном обучении, конкретных кейсах и проблемах, которые нужно решить. За три года существования нашего Центра обучающимися было разработано более 400 проектов. Многие из них уже внедряются на практике и становятся частью цифрового государственного управления. При подготовке инженеров можно использовать схожие подходы: активнее вовлекать студентов в исследования и разработки компаний, чтобы тонкая настройка специалистов начиналась не после трудоустройства, а еще в университете. Для регионов это еще и возможность удерживать таланты».
По итогам дискуссии самарский научно-образовательный центр мирового уровня «Инженерия будущего» рассчитывает сформулировать основные положения дорожной карты по подготовке инженеров новой формации.