ВСЕ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

Мы разошлем вашу новость, анонс или пресс-релиз в более 1000 СМИ

Мы опубликуем вашу новость в самых авторитетных и профильных изданиях России и СНГ

Предоставим подробный отчет, с ссылками на все публикации

08.02.2022 Транспорт

Банкавто: в начале года лидеры авторынка продолжают страдать от дефицита машин, а китайцы наращивают долю

По итогам года доля китайских автопроизводителей вполне может достигнуть 15-16%

Эксперты Банкавто проанализировали итоги января 2022 года на рынке продаж новых авто в России. Как и ожидалось, в 2022 году тренд снижения рынка, демонстрируемый седьмой месяц подряд, продолжился. В первом месяце текущего года большинство лидеров авторынка продолжали испытывать проблемы с поставками автомобилей в розничные сети. Лидером по росту продаж в первой десятке выступил Haval (3,2 тыс. а/м; +102%), а аутсайдерами – Škoda (3,8 тыс. а/м; -36%). Доля АвтоВАЗа упала ниже 20%, а у китайских автопроизводителей, продолжающих агрессивно завоевывать российский авторынок, достигла 10,5% и вполне может вырасти до 15-16% до конца года. Марки Chrysler и Smart покинули российский рынок. LADA потеряла лидерство в рейтинге моделей, а Kia Rio стал самым продаваемым авто в РФ в январе 2022 года.

Lada, Kia, Renault страдают от дефицита чипов, Hyundai, Toyota, Nissan наращивают поставки

В первом месяце 2022 года, традиционно низком месяце продаж, было реализовано 91,7 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 3,7% меньше, чем за тот же период прошлого года. Тройка лидеров осталась неизменной (российская марка Lada, а также корейские Kia и Hyundai), однако большинство из них по-прежнему не могут справиться с продолжающимся дефицитом автомобилей и демонстрируют гораздо более существенное по сравнению с рынком падение.

Это в первую очередь относится к АвтоВАЗу, продажи которого в январе снизились на 17% (до 21,8 тыс. а/м). Продажи в первой десятке также сильно сократились у Kia (-18%; 12,3 тыс. а/м), Renault (7,9 тыс. а/м; -7%;.), Volkswagen (4,3 тыс.а/м; -24%,) и Škoda (3,8 тыс. а/м; -36%,). А лучше рынка смогли выступить Hyundai (11,4 тыс. а/м; +4%); Toyota (6,1 тыс. а/м; +15%,), Nissan (4,2 тыс. а/м; +30%,), Haval (3,1 тыс. а/м; +102%) и Chery (2,8 тыс. а/м; +47%).

Столь ощутимое падение продаж лидеров рынка в первую очередь объясняется тем, что они всё еще не могут обеспечить достаточные поставки машин в дилерские сети. Из-за сбоев в выпуске полупроводников и нарушений в производственных процессах продолжает страдать АвтоВАЗ. Именно остановки конвейеров компании привели к тому, что в январе на 6% снизились продажи самой популярной модели Vesta (5,9 тыс. а/м), а реализация второй по значимости модели для ведущего российского производителя Granta обрушились и вовсе на 28% (5,5 тыс. а/м).

Что касается марки Renault, то она хотя и смогла даже немного прибавить в отгрузках своего главного бестселлера Duster, однако просела по выдаче клиентам таких своих моделей, как Logan, Sandero и Kaptur. В частности, отгрузки компактного хэтчбека Sandero обвалились на целых 42% (до 1,1 тыс. а/м).

Про марку Kia стоит отметить, то этому корейскому бренду удалось в январе относительно неплохо выступить со своей главной моделью Rio, которая устойчиво производится на заводе Hyundai-Kia под Санкт-Петербургом. И хотя этой машины до сих пор не хватает в салонах и её передача клиентам существенно просела в январе (на 22%, до 6,2 тыс. а/м), все же Kia Rio, как мы упоминали выше, смогла занять первое место в общем модельном зачете, потеснив Lada Vesta. Однако ситуация по отгрузкам других моделей Kia оставляет желать лучшего: находящиеся сейчас в жестком дефиците такие модели, как бизнес-седан K5 и кроссовер Sportage, по итогам января вовсе исчезли из Топ-25 самых продаваемых авто в России, хотя по итогам 2021 года занимали 15-е и 16-е место соответственно.

Из ведущих компаний на авторынке лучше конкурентов чувствует себя корейская Hyundai, руководство которой в январе заявляло, что сумело отладить бизнес-процессы на российском заводе компании под Санкт-Петербургом и производственный темп: прежде всего речь идет о выпуске модели Solaris, выпуск которой компании получилось поднять на внушительные 40% до 4,8 тыс. а/м.

Также неплохие показатели разгона демонстрирует японская Toyota, продажи которой смогли увеличиться в январе на заметные 15% (6,1 тыс. а/м) прежде всего за счет того, что эта корпорация сумела наладить поставки комплектующих для своего питерского завода и отгрузить с него свои главные бестселлеры: кроссовер Rav4 и бизнес-седан Camry (+19% и +30% соответственно).

Ну а самый значимый прирост продаж среди лидеров продемонстрировала другая японская компания Nissan, которой удалось преодолеть череду неудач конца прошлого года и выйти в существенный плюс в 30% (4,2 тыс. а/м). Этому поспособствовало налаживание бесперебойного производства ходовых моделей марки на российском рынке – Qashqai и Х-Trail, выпуск которой скакнул в январе соответственно на 38% и 46% по сравнению с январем прошлого года.

Что касается других игроков, то черную полосу никак не может миновать концерн Volkswagen: продажи бренда в январе упали на 24% (до 24 тыс. а/м), а по марке Škoda рухнули на 36% (3,8 тыс. единиц). Представители немецкого концерна также говорят о производственных сбоях из-за дефицита чипов. В частности, отгрузка выпускаемого под Калугой Volkswagen Polo в январе уменьшилась на внушительные 33%, а доставка клиентам ведущей модели чешского бренда Škoda Rapid сократились еще больше – на 35%. Впрочем, одновременно на рынке эти марки критикуют за недостаточно жесткую позицию в отношении дилеров, которые на фоне нехватки машин продолжают завышать цены за счет установки дополнительного оборудования.

Китайское наступление продолжается

Продолжают резко контрастировать с лидерами авторынка китайцы, которые в январе вновь показали впечатляющий прирост продаж в России. Находящийся теперь на девятом месте в общем рейтинге лучший по продажам китайский автопроизводитель в России Haval сумел по итогам января выдать почти чемпионскую динамику в 103% (3,1 тыс. а/м). В хорошем плюсе продолжает оставаться Chery (2,8 тыс. а/м; +47%,), прирост в 24% (2,1 тыс. а/м) демонстрирует и Geely. А новый суббренд Exeed и вовсе скакнул в первый месяц года на 415% (0,6 тыс. а/м).

Таким образом, данные в конце прошлого года прогнозы специалистов Банкавто о том, что китайцы будут продолжать агрессивно наращивать долю рынка сбываются: в общей сложности китайские автопроизводители реализовали в январе в России 9,6 тыс. новых авто, что уже превысило 10-процентную долю рынка (10,5%).

В настоящее время на российском рынке официально продаются автомобили 13-ти китайских марок: Haval, Chery, Geely, Exeed, Changan, FAW, DFM, GAC, Great Wall, Lifan, Brilliance, Foton, Zotye. Однако на долю первых четырёх из них приходится порядка 95% всех продаж машин из КНР.

Увеличивающийся спрос на китайские машины в России объясняется их более доступной ценой при растущем качестве. При этом у китайских автопроизводителей лучше многих западных компаний получается справиться с дефицитом чипов и обеспечить бесперебойные поставки на российский рынок. Одновременно компании из КНР проводят более жесткую политику в отношении своих официальных дилеров, не позволяя им осуществлять избыточные наценки на автомобили в салонах.

При сохраняющейся динамике российского авторынка (если авторитейл в 2022 достигнет уровня 2020, это уже будет успех) и планам по его экспансии китайскими автопроизводителями (планируемый кратный рост продаж в пятерке лидеров и выход серии новых моделей) к концу текущего года они вполне могут удвоить рыночную долю с 7% до 14% или даже увеличить ее до 15-16%. При этом стоит обратить внимание, что китайские бренды постепенно уходят от имиджа исключительно дешевых автомобилей. В модельных рядах производителей из КНР появляется все больше дорогих машин и комплектаций: в частности, цена хорошо продающейся сейчас топовой модели Exeed VX President уже стартует с отметки в 3,5 млн руб. Планируют выводить на российский рынок свои премиальные суббренды и другие китайские производители: в частности, уже в нынешнем году в России могут появиться машины Lynk&Ko – премиального подразделения Geely, которые недавно вышли на рынок Европы. Не стоит забывать и планах китайцев на рынок электрокаров.

За пределами первой десятки

За пределами первой десятки отдельного упоминания достойны результаты таких марок, как японской Mitsubishi, которая сумела подняться с 14-го места в декабре прошлого года до 11-го места в январе, увеличив продажи на внушительные 119% (до 2,05 тыс. а/м). В первую очередь этого удалось достичь за счет успешного продвижения своей главной модели Outlander: её поставки в январе увеличились почти вдвое (до 1,15 тыс. а/м).

В премиальном сегменте ниже рынка упали Audi (-36%, 694 а/м), Lexus (-61%, 563 а/м), Volvo (-39%, 272 а/м), на контрасте с которыми смотрится корейская марка Genesis, число клиентов которой в первом месяце года увеличилось на целых 167% (до 152 а/м). Чуть выше рынка поступательно наращивают продажи французские марки Peugeot (408 а/м; +4%) и Citroen (237 а/м; +11%): объединяющий их альянс Stellantis объявил в январе, что в текущем году намерен наращивать свои мощности за заводе «ПСМА Рус» под Калугой, где пока делается ставка на выпуск легких коммерческих автомобилей, но скоро, вероятно, появится и новая массовая легковая модель для российского рынка.

А вот судьба другого входящего в Stellantis бренда Chrysler складывается в России менее удачно: с этого года он официально покидает российский рынок. Последняя поставлявшаяся модель Chrysler Pacifica по итогам 2021 г. нашла всего двух покупателей. Хотя этот вместительный минивэн оснащался полным приводом и в целом был хорошо укомплектован, российским клиентам не пришлась по вкусу его цена, приближавшаяся к отметке в 5 млн руб.

Еще одним официально завершивший существование в России автомобильным брендом стал Smart. Владеющий им концерн Daimler был явно недоволен тем, что по итогам прошлого года в РФ был продан всего один хэтчбек Smart ForFour. Впрочем, и глобально у марки Smart дела идут со скрипом: из-за общего падения спроса Daimler в последнее время всерьёз подумывал её закрыть, но бренд спасли китайцы: при участии корпорации Geely значимая часть машин-малюток Smart в наступившем году будут собираться в КНР, при этом все они станут электрическими.

Кризис полупроводников может закончится во второй половине года

Согласно данным Института экономических исследования (Ifo) в Мюнхене, в настоящее время 78% автомобильных предприятий в Германии все еще испытывают нехватку комплектующих в связи с глобальным дефицитом микросхем. Значимые нехватки микросхем продолжают ощущаться также на автомобильных предприятиях США и Японии.

Существует ряд предпосылок для того, чтобы во второй половине 2022 года нехватка полупроводников в мировом масштабе должна пойти на спад. Согласно прогнозу международной аналитической компании LMC Automotive, к середине текущего года ведущим мировым производителям электроники удастся нарастить выпуск микросхем, восстановив необходимое для конвейеров число комплектующих.

При этом будущее российского рынка микрочипов находится в более зависимом положении, чем у его западных коллег: 90% необходимых полупроводников у нас завозные. И даже при определенном восстановлении общемировых объемов производства электроники необходимый объем микросхем отечественные конвейеры получат с запозданием в несколько месяцев. Поэтому нынешние лидеры российского авторынка получат возможность активнее отстаивать свои позиции скорее к концу 2022 – началу 2023 года.

На этом фоне российский авторынок по итогам первого полугодия скорее всего ждет снижение минимум на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. База продаж за период январь – июнь 2021 г. была достаточно высокой (870,7 тыс. а/м), и с учетом продолжающегося дефицита машин у авторынка РФ едва получится дотянуть до отметки в 820 тыс. реализованных автомобилей.