ВСЕ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

Мы разошлем вашу новость, анонс или пресс-релиз в более 1000 СМИ

Мы опубликуем вашу новость в самых авторитетных и профильных изданиях России и СНГ

Предоставим подробный отчет, с ссылками на все публикации

28.12.2021 Образование, обучение, наука

Экспериментальная психология в социальных практиках. Влияние виртуальной реальности на психику юношества

В декабре 2021 года состоялась 2-ая всероссийская научно- практическая конференция «Экспериментальная психология в социальных практиках». В четырех секциях участвовали докладчики из Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Хабаровска, Ташкента (Узбекистан), Аугсбурга (Германия). Выступали преподаватели вузов, научные сотрудники исследовательских институтов и лабораторий, студенты и выпускники бакалавриата и магистратуры, аспиранты ФГБОУ ВО МГППУ, МГУ, СПбГУ, СмолГУ и других вузов.

В ходе конференции состоялся обмен научными идеями и опытом практического внедрения психологических исследований в различных сферах жизнедеятельности человека.
На конференции были широко представлены различные направления влияния виртуальной реальности на психику юношества и возможные побочные эффекты. На сегодняшний день эти исследования весьма актуальны ввиду того, что цифровая, виртуальная среда входит во все сферы жизни. При этом отношение в обществе и научном мире к этому явлению неоднозначно. Молодые поколения и те, кто ратует за научно-технический прогресс, положительно относятся к внедрению виртуальной реальности в развлекательный, рекреационный и релаксационный, образовательный контент. Более консервативное старшее поколение и родительская общественность отмечает отрицательные стороны излишней погруженности и возникновения зависимости от виртуальной среды у детей и юношества.

Участниками конференции были представлены доклады о проведенных исследованиях, доказывающих позитивный развивающий эффект применения ВР-программ в обучении. В экспериментах было доказано улучшение уровня и качества знаний, развитие мышления, памяти, креативности, актуальных состояний и мотивации к учебной деятельности. Изучение новой области состояний человека в этой реальности, в которую человечество только входит, при этом весьма быстрыми темпами, его поведения в ней и вне её, использование возможностей виртуальной реальности в образовательном процессе вызвало большой интерес слушателей. Участники конференции в ходе обсуждения пришли к выводу о необходимости соблюдения требований к экологичному использованию ВР-программ (временного режима, возрастных ограничений), соблюдения морально-этических норм при создании виртуального контента.

Другой блок научных проблем, обсуждавшийся на конференции, о мышлении и когнитивной переработке информации. Дискуссия по этой тематике была представлена докладами молодых ученых. Их интересы направлены на актуальные для молодежи вопросы межличностного восприятия, саморегуляции и рефлексии в разных жизненных ситуациях, когнитивным процессам. Студенты бакалавриата и магистратуры, аспиранты раскрыли методы решения межличностных конфликтов в игровых ситуациях, способов помощи человеку при переживании им горя потери близких людей. И в этом блоке были затронуты вопросы вхождения цифровизации нашей жизни и распространения применения виртуальной реальности в ракурсе восприятия аватаров (цифровых изображений человека), возможностей компьютерной анимации и мощности методов IT в передаче эмоций по характеру изменений выражения лица. Исследования молодых ученых демонстрируют важность экспериментального изучения психических процессов, явлений и состояний в их применении к социальным практикам в русле коммуникативных взаимодействий.

В секции «Психосемантические исследования сознания» обсуждались вопросы общения, восприятия и понимания родного и иностранного языка, взаимосвязи устной и письменной речи в коммуникации людей, в том числе межкультурной. Отечественные и международные работы (Россия –Узбекистан; Россия – Германия) показали широту географии распространения интереса к экспериментальным исследованиям в психологии среди участников конференции. Интерес представляют выводы, сделанные докладчиками. Так в докладах коллег из Узбекистана, изучающих гендерную обусловленность стереотипов обыденного сознания их соотечественников было выявлено, что в русскоязычной и узбекоязычной подвыборках имеется специфичная языковая картина мира, обусловленная культурой и традициями народов. Однако отмечено, что условия жизни (страна проживания) также оказывает влияние на формирование представлений. Кроме того «построенное семантическое пространство позволяет описывать богатую феноменологию повседневных стереотипов обыденного сознания через ограниченный набор категорий, каждой из которых соответствует свой фактор». Понимание картины мира представителей народов, живущих в одном географическом пространстве, сопоставление их установок представляет особый научный и практический интерес в условиях совместного проживания в многонациональной стране, ассимиляции при миграции населения.

Тема пандемии ковид-19 также была затронута в докладах участников конференции. Благодаря психосемантическому анализу удалось выявить положительные и отрицательные ассоциативные представления позиций отношения к распространению вируса среди людей и соответствующее этим представлениям поведение. Так международной группой ученых выявлено, что социально оптимистические позиции связаны чаще базируются на достижениях науки, когда люди берут ответственность за происходящее на себя, рассчитывают на собственные силы. При этом отмечается, что эти люди чаще отрицают опасность распространения болезни. Напротив, другая группа людей ориентируется на изоляцию, у них преобладают конспирологические взгляды.
В заключении следует заметить, что выступления исследователей в рамках экспериментальной психологии показывают практическую направленность и высокую социальную значимость их трудов и представляют большой интерес не только для специалистов, но и для общества в целом.

Авторы: Селиванов В.В. - заведующий кафедрой общей психологии Института экспериментальной психологии МГППУ, профессор, доктор психологических наук; Капустина В.Ю. - Заместитель заведующего кафедрой общей психологии Института экспериментальной психологии МГППУ, кандидат педагогических наук.

Экспериментальная психология в социальных практиках. Влияние виртуальной реальности на психику юношества