20.12.2021 Образование, обучение, наука
О педагогической терминологии
Одним из ключевых факторов качественной подготовки студентов педагогических вузов к их будущей профессиональной деятельности является полноценное изучение ими педагогической терминологии. Высокий уровень владения специальной лексикой является показателем соответствующей высокой квалификации специалистов, занимающихся вопросами преподавания дисциплин. В широком смысле педагогическая терминология – это система лексических средств и наименований, применяемых в теории и практике воспитания, обучения и образования. В узком смысле – это совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогической науки.
Для педагогики, равно как и для любой другой науки, характерен процесс упорядочивания понятийно-терминологического аппарата. Его детальный анализ позволяет специалистам сделать вывод о степени развития данной науки, определить взаимоотношения составляющих ее компонентов, четко обозначить предмет исследования, сделать выводы о его структуре в целом. Общепризнанным эффективным способом упорядочения и систематизации научной педагогической терминологии является создание словарно-энциклопедических трудов. Методический словарь учебной дисциплины представляет собой разновидность учебной литературы по определенному предмету для студентов педагогических вузов. Как и любой другой вид учебной литературы, методический словарь учебной дисциплины, должен выполнять ряд функций. Считаем правомерным выделить, в первую очередь, справочную функцию методического словаря учебной дисциплины. Вторая функция, непосредственно связанная с первой – учебная. Словарь указанного типа представляет собой разновидность литературы, выступающей в роли прикладного инструмента обучения. Следующая функция – систематизирующая. Отметим, что именно процесс систематизации лексики методического словаря учебной дисциплины позволяет исследователю правильно отобрать ключевой лексический ряд путем исключения случайных терминов; правильно отразить дефиниции представленных в нем терминов и, как результат, сформировать четкие границы словаря в целом. Совокупность терминов, представленная в описываемой нами разновидности словаря, может представлять собой либо полную терминологическую систему педагогики, либо какую-то ее определенную часть. В основе данного различия полноты презентации лежит назначение словаря, а также его объем.
Для всестороннего применения данного словаря в учебном процессе преподавателю необходимо разработать комплекс упражнений, подразумевающий различные формы работы, направленные на полноценное овладение профессиональным терминологическим аппаратом, - считает эксперт кафедры общих дисциплин Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Лаврищев А.И.