20.12.2021 Образование, обучение, наука
О специфике взаимосвязи понятий «язык», «мышление», «речь» с точки зрения методики преподавания языка
Общеизвестным является тот факт, что реальное овладение языком может быть достигнуто только лишь путем его постоянного применения на практике. Под «языком» принято понимать, прежде всего, «естественный человеческий язык (в оппозиции к искусственным языкам и языкам животных). Язык – это знаковая деятельность, обеспечивающая оформление мыслей и обмен информацией между людьми. Мышление – это высшая форма отражения объективной реальности. В ученой среде сложилось мнение, что язык и мышление представляют собой два неразрывно связанных вида деятельности.
Тесное взаимодействие мышления и языка не ограничено только рамками лингвистики, оно также находит свое отражение и в других науках. В рамках данного исследования нас интересует проявление этой взаимосвязи в рамках методики преподавания языков. В целом психологическое обоснование методики обучения иностранным языкам может осуществляться двумя путями. Первый путь – от методики к психологии. Его смысл заключается в постановке вопроса о том, что происходит в сознании обучающихся, когда они изучают и усваивают иностранный язык. При этом методические принципы признаются специалистами правильными и не подлежащими каким-либо изменениям и улучшениям. В данном случае психологии отводится второстепенная роль – она является дополнением к методике, в которой не может ничего изменить. Второй путь ведет нас в противоположном направлении – от психологии к методике. Его цель – установление психологических особенностей владения иностранным языком человеком вне зависимости от того, как именно совершается сам процесс обучения ему. Таким образом, только после того, как решается этот вопрос, возможен переход от психологии к методике, в плане использования конкретного пути в обучении языкам.
Язык представляет собой систему средств общения, это явление общественное, а речь – психологическое и индивидуальное. Нельзя отрывать мышление и речь друг от друга, так как в речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее формируем. В психофизиологическом плане иностранный язык в процессе обучения должен сформировать новый речевой механизм, посредством которого обучающиеся будут способны выполнять логико-мыслительные операции на неродном языке с таким же успехом, как и на родном. Создание такого механизма представляет собой сущность обучения иностранным языкам. Таким образом, мы приходим к следующему выводу: чтобы обучающийся научился мыслить не только на родном языке, но и на иностранном, необходимо добиться обособления в его сознании двух разных языковых систем.
Суммировав все вышесказанное, мы приходим к выводу, что практическое владение иностранным языком возможно лишь при условии развития способностей мышления на этом языке, а также при осознанном усвоении отобранного для обучения материала, - констатирует эксперт кафедры общих дисциплин Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Лаврищев А.И.