ВСЕ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

Мы разошлем вашу новость, анонс или пресс-релиз в более 1000 СМИ

Мы опубликуем вашу новость в самых авторитетных и профильных изданиях России и СНГ

Предоставим подробный отчет, с ссылками на все публикации

13.07.2020 Hi-tech, софт, компьютеры

Международная практика правового регулирования оборота государственных данных

Какие тенденции наблюдаются в международной практике правового регулирования государственных данных? Каковы общие проблемы и пути их решения? Что мешает применению лучших международных практик в России? Об этом говорили участники круглого стола «Международная практика правового регулирования оборота данных и возможности её применения в Российской Федерации», организованного в формате видеоконференции Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.

Руководитель направления Управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра Ольга Саваровская считает, что изучение международного опыта сейчас наиболее актуально, поскольку пандемия и режим самоизоляции, которые затронули большинство стран, повлияли на целеполагание и стратегическое развитие в сфере управления государственными данными.
Об основных проблемах и тенденциях в правовом регулировании управления госданными рассказал эксперт Аналитического центра Алексей Туликов. По мнению эксперта одними из ключевых проблем на сегодняшний день являются отсутствие информации среди участников оборота данных о наличии государственных данных у тех или иных государственных органов, а также возможностей распоряжаться ими, неэффективное использование собираемой государственными органами отчетности. Развитие цифровой экономики также сдерживают противоречивость государственных данных и наличие в них ошибок, информационная закрытость государства и в то же время неконтролируемое распространение государственных данных, считает эксперт.

«Институт эталонных данных и исключение дублирования при сборе отчетности, механизмы исправления ошибок по заявлениям, аудит и мониторинг государственных информационных систем, развитие межведомственного взаимодействия, недискриминационного доступа и института повторного использования данных – все это способы решить существующие проблемы, которые применяются в международной практике», - сообщил Алексей Туликов.
Говоря о тенденциях, эксперт отметил, что в различных национальных юрисдикциях сегодня идет процесс конкретизации правового режима публичных данных, вопросов их повторного использования и монетизации. «Унифицируется и усиливается правовой режим персональных данных, появляются новые требования к их обработке и новые права субъектов персональных данных», - подчеркнул он.

Среди тенденций эксперт также отметил, что акценты при осуществлении контроля в сфере создания и функционирования государственных информационных систем смещаются от вопросов безопасности и эффективного использования бюджетных средств к вопросам зрелости их эксплуатации и качеству содержащихся в них данных.

В России может быть применена любой подход совершенствования правового регулирования данных. Однако для того, чтобы практики стали доступны и могли использоваться как инструмент управления, необходимо законодательно закрепить условия повторного использования данных. «Мы сейчас понимаем, что качественная аналитика, монетизация и остальные действия будут доступны только после того, как повторное использование данных государственного сектора в коммерческих или некоммерческих целях будет доступно физическими и юридическими лицам», - сказала Ольга Саваровская.

С этим согласилась и Директор по правовым инициативам ФРИИ Александра Орехович, которая отметила, что и частный, и государственный сектор должны во взаимодействии обогащать систему за счет собственных накопленных данных, но для этого необходимы определенные требования к обороту данных и их повторному использованию.

Надежда Кострюкова, руководитель Центра развития инвестиций и государственно-частного партнёрства в цифровой экономике ФГБУ НИИ «Восход» отметила, что существует более 35 федеральных проектов в сфере ИТ, имеющих потенциал реализации с помощью концессионных соглашений или соглашений о государственно-частном партнёрстве. Бизнес готов вкладывать деньги в развитие государственных информационных систем при условии монетизации за счёт разработки коммерческих сервисов, использующих данные этих систем. При этом база для правовой возможности монетизации предоставления государством данных уже существует. Однако, режим оборота данных ГИС, в случаях, когда их операторами являются частные организации, действующие в рамках государственно-частного партнёрства или концессии в настоящее время не определён на законодательном уровне.

По мнению Надежды Кострюковой, дальнейшее совершенствование законодательства в области оборота данных имеет существенное значение для развития государственно-частного партнёрства или концессии в сфере ИТ, способствующих, в том числе, снижению расходов бюджета на цифровизацию. Отдельного внимания заслуживает необходимость решения вопроса обеспечения недискриминационного доступа пользователей к информации, которая содержится в государственных системах и базах данных. Необходимо определить условия и порядок обеспечения такого доступа, а также рассмотреть возможность и целесообразность использования опыта стран ЕС по установлению порядка исключительного доступа для отдельных данных или проектов.

Правовое регулирование цифровых платформ и маркетплейсов ставит перед государством сложную задачу нахождения баланса между соблюдением интересов третьих лиц и диспозитивностью регулирования, отметила Евгения Зусман, партнер компании You & Partners, заместитель директора Центра инвестиционного анализа при ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. По её мнению, дальнейшее развитие правового регулирования в данной сфере потребует комплексного подхода и будет находиться на стыке антимонопольного права, информационного права, корпоративных и договорных механизмов. При этом до установления новых правовых решений и режимов целесообразна их апробация путем проведения экспериментов и установления экспериментальных правовых режимов с учетом уже сложившихся в гражданском обороте подходов к регулированию, методических рекомендаций и иных инструментов мягкого права.

Обозначая важность соблюдения норм о защите конкуренции при осуществлении деятельности цифровых платформ и маркетплейсов, эксперт отметила, что отдельные изъятия возможны при создании государственных цифровых платформ и маркетплейсов на основе государственно-частного партнерства и концессии. Так, например, на деятельность концессионера (частного партнера), выбранного оператором государственной цифровой платформы, не распространяются нормы о запрете экономической концентрации.

В 2019 году в рамках Ассоциации больших данных стартовал проект по совершенствованию системы доступа к государственным данным для бизнеса. По итогам опроса участников рынка эксперты выделили более 100 кейсов, в которых существует запрос на государственные данные, заявил Михаил Быковский, руководитель управления по взаимодействию с органами государственной власти Тинькофф Банк.

Также участники мероприятия обсудили подходы к монетизации государственных данных, определению правового статуса эталонных данных в зарубежном и российском законодательстве и потребности бизнеса в регулировании данных.

Контактные данные: Руководитель направления Управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра Ольга Саваровская Саваровская Ольга, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации [email protected]