ВСЕ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

Мы разошлем вашу новость, анонс или пресс-релиз в более 1000 СМИ

Мы опубликуем вашу новость в самых авторитетных и профильных изданиях России и СНГ

Предоставим подробный отчет, с ссылками на все публикации

25.06.2020 Строительство и недвижимость

Представители власти и отраслевого сообщества обсудили влияние пандемии коронавируса на ВКХ России


Сегодня, 25 июня, на базе департамента конгрессных мероприятий МИД «ЕвроМедиа» состоялась онлайн-конференция «ВКХ России: проблемы и пути решения. Работа систем жизнеобеспечения в период COVID-19» (на платформе Zoom). Она прошла в рамках подготовки специального выпуска (альманаха) Отраслевого журнала «Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура», приуроченного к 65-летию празднования Дня строителя.

Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) Елена Довлатова рассказала о влиянии на работу водоканалов постановления Правительства РФ № 424, которое предусматривает отсрочку платежей за ЖКУ. «Постановление № 424 значительно усугубило нашу финансовую ситуацию, — заявила Довлатова. — Мы все недоумеваем о причинах его появления. Это своеобразный реверанс в сторону населения, который не избавляет от задолженности, а переносит ее. Тем не менее постановление полностью провалило экономику жилищно-коммунального хозяйства».

 
Руководитель РАВВ сообщила, что в первое время после начала COVID-19 сборы платежей за водоснабжение и водоотведение были 10-20%, потом ситуация стала выправляться, но остается сложной. «Мы написали множество писем во всевозможные инстанции, привлекли внимание к нашей проблеме и сейчас, когда волна схлынула, возвращаемся в привычный рабочий темп. Однако мы не сможем реализовать инвестпрограммы в полном объеме, а следовательно, нам сократят тариф. Но я считаю, что нас нельзя наказывать, потому что нам никто не помог, а наоборот, подставил подножку», — отметила Елена Довлатова.
 
Также она выразила обеспокоенность тем, что лишь единицы предприятий ВКХ попали в перечень системообразующих хозяйств, т.е. помимо отсрочки платежей они не получат дополнительной финансовой поддержки. Силами ассоциации данный вопрос вынесен на рассмотрение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
 
Заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области Александр Скрябин также обратил внимание на то, что большая часть предприятий ЖКХ не вошла в число системообразующих, которые могли бы рассчитывать на помощь государства в условиях пандемии. Со своей стороны региональное министерство ЖКХ приняло решение закупать технику для коммунальщиков, участвовать в приобретении оборудования, чтобы хоть как-то облегчить их существование. Другая проблема — из-за COVID-19 была изменена гидравлическая схема работы ЖКХ. В весенне-летний период обычно начинались замена сетей и оборудования, опрессовка батарей, гидравлические испытания. Но сделать это в обозначенные ранее сроки не получилось.
 
«Сейчас остро стоит вопрос о возможной заморозке тарифов. Если их заморозить, то это будет экономически необоснованно. Как только ограничения будут сняты, мы вернемся к экономике, тарифы взлетят, и бюджетам придется брать на себя большую финансовую нагрузку по поддержке граждан на последующие периоды. Это будет просто снежный ком, в который мы попадем, и не понятно, когда выберемся», — подчеркнула заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Ирина Ялтырева.
 
Она также выразила несогласие с тем, что в перечень системообразующих попали только крупнейшие ВКХ. «А что, ВКХ муниципальных районов там не системообразующие? Если они не переживут кризис, то кто-то другой их легко и быстро заменит? Нет. Помимо того, что мы не вошли в список системообразующих предприятий, ВКХ не может воспользоваться и постановлением № 96 о мерах поддержки малых и средних предприятий, потому что наши предприятия туда тоже не попадают по параметрам», — заметила замминистра.
 
По ее данным, сегодня в судах есть значительные проблемы с взысканием долгов за водоснабжение и водоотведение, поэтому компании ВКХ имеют большой недостаток средств для обеспечения бесперебойного водоснабжения и водоотведения. Тем не менее 126 предприятий ВКХ на территории области работают в штатном режиме, реализуются 4 инвестиционные программы.
 
«У нас нет претензий к законодательной и исполнительной власти Ростовской области — приняты все возможные поддерживающие решения, и многие еще обсуждаются. Все, что можно сделать на региональном уровне, делается, — призналась генеральный директор ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» Наталья Ефимченко. — Но возможности региональной власти очень ограничены. ВКХ не внесено в перечень пострадавших от коронавируса, а кто еще пострадал, если не мы? Люди находятся дома, пользуются водой больше, а собираемость упала на 30% по сравнению со штатными сборами платежей».
 
Также Наталья Ефимченко выразила обеспокоенность работой судебных приставов: «За период пандемии приставы списали почти 100 млн рублей, плюс 7% исполнительский сбор, притом что у нас капитальный ремонт занял 65 млн рублей, — посетовала она. — И это в тот период, когда сбор платежей провалился, на улице жара, поливы, вода льется, у ВКХ идут подготовительные работы к отопительному сезону. Я считаю, что в закон должно быть внесено изменение и включен пункт о запрете на арест дебиторской задолженности, потому что это не улучшает ситуацию, а только усугубляет ее».
 
Доцент кафедры гражданского и предпринимательского права ЮРИУ РАНХиГС, к.ю.н. Алексей Кандыбка полагает, что корни проблем ВКХ были заложены еще несколько десятилетий назад после развала СССР. Тогда на государственном уровне тарифное регулирование ЖКХ было разделено. Организации энергетиков и газовиков регулировались правительством, в котором преобладали представители «Газпрома» и др. Это позволило ресурсникам утверждать включение своих затрат в тарифы для потребителей на высшем уровне.
 
С другой стороны, представители водного хозяйства должны были регулироваться муниципалитетами. Главы администраций на местах в преддверии очередных выборов, желая предстать у избирателей в наиболее выгодном свете, сдерживали рост тарифов и годами не поднимали их. Своей цели они достигали — избирались на новый срок, а отрасль тихо погибала из-за недофинансирования.
 
По подсчетам Алексея Кандыбки, если ранее срок жизни предприятия ЖКХ до банкротства в среднем исчислялся двумя годами, то сегодня уже во втором квартале многие из них пребывают в предбанкротном состоянии. К тому же руководство предприятий загнано в вилку: чтобы им соблюдать закон и поддерживать уровень заработной платы, приходится сокращать расходы на управленческий персонал, канцелярию и пр. Это сказывается на нормальной работоспособности самих предприятий.
 
Как полагает главный архитектор ООО «Проект-Север» Алексей Полянский, для нормального исследования водного хозяйства необходимо подготовить математическую модель водных ресурсов. Возможности для этого есть среди научного сообщества Южного федерального университета. Проработаны методики, имеются грамотные варианты для решения данной задачи. Создание математической модели позволит не только выяснить ситуацию с ресурсами, но и поднять вопрос о качестве водоснабжения городов и населенных пунктов.
 
В рамках онлайн-конференции состоялась презентация эксклюзивного исследования «Топ-20 крупнейших водоканалов России», подготовленного аналитическим центром МИД «ЕвроМедиа». Руководитель центра Сергей Семенов сообщил, что в нынешнем году была изменена методика подсчета, и рейтинг выстроен по полученной выручке, однако первые две позиции традиционно и с большим отрывом заняли АО «Мосводоканал» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
 
«В процессе исследования удалось выделить, что топ-20 водоканалов России, которые мы представили в рейтинге, — это 25% всего ВКХ страны. Печальный факт: 75% водоканалов убыточны — только каждое четвертое предприятие показывает хоть какую-то прибыль», — констатировал Сергей Семенов.

Запись конференции доступна по ссылке.

Подробности читайте в наших социальных сетях и на сайте http://www.vestnikstroy.ru/

Представители власти и отраслевого сообщества обсудили влияние пандемии коронавируса на ВКХ России