27.11.2019 Выставки, круглые столы, пресс-конференции
В Москве состоялась дискуссия «Социальные аспекты реализации крупных инфраструктурных проектов. Базовые принципы для проектов ВСМ»
21 ноября, в третий день ХIII Международного Форума и Выставки «Транспорт России», проходящего в рамках «Транспортной недели», состоялась отраслевая конференция «Социальные аспекты реализации крупных инфраструктурных проектов. Базовые принципы для проектов ВСМ». Участие в обсуждении приняли Владимир Косой президент Центра экономики инфраструктуры, Алексей Фирсов – директор Центра социального проектирования «Платформа», Татьяна Задирако – исполнительный директор благотворительного фонда поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор», Дарья Топильская – директор департамента коммуникаций и информационной политики «ЛокоТех», Олег Покусаев – начальник управления по новым продуктам и технологиям РУТ (МИИТ) и Антон Челышев – продюсер проекта «Россия в движении» ИД «Комсомольская правда». Дискуссию вела Марианна Ожерельева, автор и ведущая программ на телеканале РЖД ТВ.
Актуальность дискуссии объясняется тем, что обсуждение крупных инфраструктурных проектов обычно сфокусировано на экономических или технологических аспектах, при этом социальные вопросы остаются вне повестки. Реализация большинства инициатив, трансформирующих экономику региона, с одной стороны, получает общественную поддержку, а с другой – подвергается критике. Как меняется структура социальной жизни? Как избежать риска общественного неодобрения? Какова в этом роль медиа, волонтеров? Ответы на эти вопросы дали эксперты при обсуждении проектов ВСМ Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород.
В ходе дискуссии прозвучали разные мнения. Так, по заявлению известного экономиста Владимира Косого, скоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург – одно из ключевых направлений в стране с пассажиропотоком в 8 млн человек, из которых около 5 млн сегодня обслуживается «Сапсаном». Чтобы увеличить пассажиропоток, необходимо повысить частоту движения поездов. Для этого требуется новая инфраструктура, и оптимальным решением будет строительство ВСМ. В настоящее время проектно-сметная документация по участку ВСМ Москва – Нижний Новгород готова и одобрена Главгосэкспертизой России. Однако важна не только техническая составляющая.
Еще до начала реализации крупный инфраструктурный проект существует в информационном поле, где и формируются его будущие контуры. Как «легализовать» инициативы, провести их через все этапы и сформировать позитивное общественное мнение, обсудили профессионалы от медиа, PR и социологии.
Ключевую роль в процессе формирования общественного мнения играют медиа. Говоря о роли СМИ в транслировании социальных эффектов от реализации проектов ВСМ, Антон Челышев отметил, что традиционно СМИ выполняли функцию информирования общества о крупномасштабных инициативах. Он поделился опытом реализации крупного медиа-проекта «Комсомольской правды» «Россия в движении», который повысил осведомленность населения о безопасных дорогах. В случае с ВСМ спикер указал на недостаточность информации в СМИ и рекомендовал организовать постоянную информационную работу через соответствующие рубрики, интервью с авторитетными экспертами и спикерами, налаживание выпуска серийных тематических публикаций.
По мнению экспертов, крупные инфраструктурные проекты зачастую становятся мишенью для общественной критики в социальных сетях, негативные коннотации подхватываются СМИ. Для того чтобы повестка оставалась позитивной, медиа, лидеры мнений, блогосфера должны обладать корректной информацией и своевременно доносить ее до заинтересованной аудитории.
Эксперты отметили, что у общества есть запрос на позитивные изменения. Социолог Алексей Фирсов полагает, что россиянам необходим образ будущего, выраженный в конкретных проектах, способных вывести страну на передовые технологические позиции, и ВСМ входит в структуру этого образа. Необходимость изменения качества инфраструктуры продиктована новыми реалиями: жизнь стала более динамичной, а люди – более мобильными.
Высокоскоростная магистраль сформирует новые рабочие места и будет способствовать «перетеканию» кадров как в железнодорожной, так и в смежных отраслях. Поэтому следующим важным блоком обсуждения стала тема управления и мотивации персонала.
По мнению Дарьи Топильской, в приоритете у компаний должны стоять своевременное информирование сотрудников, вовлечение их в социальные и волонтерские проекты и развитие системы нематериальной мотивации. Ее поддержала Татьяна Задирако, напомнив об удачном опыте корпоративного волонтерства на примере вовлечения пенсионеров-волонтеров РЖД в добровольческую деятельность на Чемпионате мира по футболу 2018. Однако, полагает эксперт, система привлечения добровольцев к реализации крупных инфраструктурных проектов, включая ВСМ, должна быть тщательно продумана.
Отвечая на вопрос о подготовке профессионалов для строительства ВСМ и развитии научной мысли Олег Покусаев заметил: если у отрасли есть запрос, то транспортные институты обучат специалистов для реализации проектов ВСМ. Он также заявил, что в настоящее время обмен опытом и результатами экспертной деятельности с зарубежными партнерами происходит постоянно.
В целом эксперты согласились, что ВСМ – крупнейший инфраструктурный проект, который в перспективе способен стать драйвером развития территорий, оказав большое воздействие на их социальную сферу, экологию, экономику и промышленность.
Справка:
ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАГИСТРАЛИ –
современные специализированные транспортные системы со скоростью движения свыше 200 км/ч. ВСМ, являясь двигателем развития экономики, промышленности, науки и технологий, стали визитной карточкой многих развитых стран. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года предусматривает реализацию следующих приоритетных проектов высокоскоростного движения: ВСМ-1 «Санкт-Петербург — Москва», ВСМ-2 «Москва — Казань — Екатеринбург» с последующим включением Перми, Уфы и Челябинска и ВСМ Центр — Юг «Москва — Ростов-на-Дону — Адлер». Приоритетным проектом в настоящее время является ВСМ Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород. Участок магистрали от Москвы до Нижнего Новгорода спроектирован и внесен в комплексный план развития магистральной инфраструктуры. Президент Российской Федерации одобрил начало проектирования участка ВСМ Санкт-Петербург — Москва. Ведутся предпроектные работы.