ВСЕ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

Мы разошлем вашу новость, анонс или пресс-релиз в более 1000 СМИ

Мы опубликуем вашу новость в самых авторитетных и профильных изданиях России и СНГ

Предоставим подробный отчет, с ссылками на все публикации

25.09.2015 Строительство и недвижимость

ТОП-3 проблемных направлений малого бизнеса

ТОП-3 проблемных направлений малого бизнеса

С рынка уходят импортеры, турфирмы и компании-аутсорсеры. К такому выводу пришли специалисты ГК «ЭКООФИС» на основании анализа изменения состава арендаторов в офисных центрах А, В и С класса. Кроме того, к наиболее проблемным на сегодняшний день направлениям малого бизнеса можно отнести риэлторскую деятельность и другие виды услуг, связанные с «избыточным» потреблением. В то же время небольшие производства - напротив – продолжают развиваться.

Сложности в малом бизнесе того или иного профиля особенно хорошо видны арендодателям офисного сегмента: освобождение площадей является достаточно точным индикатором того, что проблемы в бизнесе носят серьезный характер. Специалисты ГК «ЭКООФИС» составили список наиболее пострадавших в кризис направлений малого бизнеса. «Мы являемся владельцами недвижимости самого разного класса: технопарков, офисных центров класса С, бизнес-парков класса В, БЦ А-класса, – поясняет собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – За последний год процент освобождения площадей в бизнес-центрах классов А и В+ составил не менее 30%, есть объекты, где показатель снизился на 40% и более. И могу констатировать, что во всех сегментах «лидерами» по полному отказу или сокращению офисных площадей являются представители одних и тех же направлений бизнеса».

Туризм
Туристические компании сейчас переживают не лучшие времена: даже банкротство крупных игроков в последние годы стало обычным делом. В кризис люди урезают расходы, и заграничным отдыхом многим приходится жертвовать в первую очередь. Кто-то просто переходят на самостоятельную организацию поездок, желая сэкономить на услугах агентства, бронирует билеты и отели через интернет. Кроме того, выезд за границу с охлаждением отношений с западом оказался закрыт для некоторых категорий госслужащих. «Некоторым компаниям данного профиля, конечно, удается переориентироваться на внутренний туризм, но это капля в море, – рассказывает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – Те компании, кто до кризиса «сидел» в офисных центрах, в лучшем случае сокращают занимаемые площади, есть случаи переезда в квартиры. Кто-то просто закрывается».

Импортеры
Еще одна примета нынешнего кризиса – курс на импортозамещение. Все то же охлаждение отношений с западом и год под санкциями привели к резкому сокращению потока западных товаров. Соответственно, потерял почву под ногами и бизнес компаний, связанных с импортом таких товаров, с их сертификацией. «Спрос на аренду офисных и складских помещений со стороны таких арендаторов практически отсутствует, из мощного потока менее чем за полтора года превратившись в едва заметный ручеек», – отмечает Андрей Ковалев.

Юристы, консалтеры, бухгалтерия
Третья «группа риска» – компании-аутсорсеры, которым делегировались до кризиса целые сферы деятельности компаний: бухгалтерия, консалтинг, юридическая поддержка и т.п. «В кризис все нацелены на оптимизацию – арендаторы урезают занимаемые помещения, и в то же время стараются по мере возможности сократить и расходы на аутсорсинг. То, что раньше делегировалось, сегодня стараются делать своими силами либо по максимуму сокращают количество посредников, работая с одним-двумя конечными исполнителями», – рассказывает Андрей Ковалев. По данным ГК «ЭКООФИС», доля таких арендаторов в московских бизнес-центрах классов А и В с начала года сократилась на 15%.

Таким образом, в разряд наиболее пострадавших логично попадают направления деятельности, ориентированные на так называемое «избыточное» потребление. Когда люди перестают чувствовать финансовую уверенность в завтрашнем дне и начинают экономить, то в первую очередь «под нож» попадают не обязательные расходы. То, без чего люди могут обойтись или осуществить, не прибегая к чужой помощи. Еще одна тенденция – переход в более низкий ценовой сегмент. Соответственно, большие проблемы испытывают дорогие салоны красоты и стоматологические кабинеты.

ТОП-3 проблемных направлений малого бизнеса