Мы разошлем вашу новость, анонс или пресс-релиз в более 1000 СМИ
Мы опубликуем вашу новость в самых авторитетных и профильных изданиях России и СНГ
Предоставим подробный отчет, с ссылками на все публикации
Популярные новости
14.08.2007 Политика
The New Times о новой контртеррористической операции на Кавказе
Ровно за восемь лет до этого, день в день, в телевизионном обращении к нации президент Борис Ельцин заявил: «Сейчас я решил назвать человека, который, по моему мнению, способен консолидировать общество, опираясь на самые широкие политические силы, обеспечить продолжение реформ в России. Он сможет сплотить вокруг себя тех, кому в новом, XXI веке предстоит обновлять великую Россию. Это секретарь Совета безопасности, директор ФСБ Владимир Владимирович Путин». 9 августа 1999 года кандидатура Путина была внесена на рассмотрение парламента для утверждения его премьер-министром вместо отправленного в отставку Сергея Степашина. Утверждение нового премьера происходило на фоне начала второй чеченской кампании: 1 августа в Цумадинский район Дагестана вторглись боевики из Чечни, 4 и 5 августа был атакован Ботлихский район республики.*
Ингушское обострение
Привычная для летнего времени активизация деятельности боевиков на Кавказе в этот раз привела к беспрецедентным для Ингушетии последствиям. Впрочем, стоит признать, что и столь активными на территории республики боевики не были уже давно. В середине июня боевики дважды атаковали базу ингушского ОМОНа в Карабулаке.
0б опасности новых терактов в это же время в соседней Северной Осетии объявил глава республиканского МВД Сергей Аренин. Источники из того же МВД, подтверждая напряженность ситуации в Ингушетии, настоятельно не рекомендовали корреспондентам The New Times ехать в Назрань, объясняя, что ситуация в городе давно неподконтрольна местным силовикам.
18 июля боевики совершили теракт во дворе школы в ингушском Кизилюрте, где в этот момент физзарядкой занимался отряд местных милиционеров. В результате взрыва четыре человека погибли, еще девять получили ранения различной степени тяжести.
В тот же день произошел взрыв в станице Орджоникидзевская в 40 километрах от столицы Ингушетии Магаса. На местном кладбище в момент теракта хоронили русскую учительницу Людмилу Терехину и двух ее детей, убитых неизвестными 16 июля. Заложенное на кладбище взрывное устройство сработало, когда процессия двигалась в сторону могилы. Пострадали 10 человек, семерых из которых пришлось госпитализировать.
Одновременно с взрывом на кладбище террористами в Карабулаке был обстрелян автомобиль с военнослужащими 503-го мотострелкового полка Министерства обороны, дислоцированного в станице Троицкая Сунженского района. Огнестрельное ранение получил командир мотострелковой роты. Власти Ингушетии заявили о том, что все эти события «являются звеньями одной цепи в целях дестабилизации ситуации в республике, а также на юге России».
Догадки ингушских властей подтвердились спустя несколько дней, когда от обстрела пришлось уходить уже президенту республики Мурату Зязикову. В субботу, 23 июля, боевики сначала расстреляли Ваху Ведзижева — религиозного деятеля и, по неофициальным данным, близкого друга и советника Зязикова. А спустя буквально несколько часов в Магасе под обстрел попал кортеж самого президента. Огонь по машинам был открыт из автоматов и гранатометов, о чем сообщили местные информационные агентства. Автомобилям на большой скорости удалось выйти из зоны обстрела, а президентская пресс-служба поспешила опровергнуть сам факт нападения.
СКПО или КТО?
О новой контртеррористической операции на Кавказе силовики пока предпочитают не говорить. По официальной версии, дополнительные силы введены в республику в рамках совместной комплексной профилактической операции (СКПО), которая должна продлиться с 1 до 25 августа. В пресс-службе УФСБ Ингушетии заявляют о своей непричастности к происходящему, предлагая обращаться в МВД. В МВД, в свою очередь, ввод дополнительного контингента комментировать отказываются. Отмалчивается пока и полпредство президента в Южном федеральном округе, где The New Times заявили, что официальная позиция представительства может быть озвучена только на следующей неделе, когда Дмитрий Козак вернется из отпуска. Вместе с тем, по информации источников The New Times в полпредстве, Козак из отпуска уже вернулся и с пятницы, 10 августа, на работе. Полпред был поставлен в известность о введении в Ингушетию дополнительных сил, и консультации с ним на эту тему проводились.
Источник The New Times в УФСБ республики при этом подтвердил, что решение о вводе 2,5 тысячи бойцов МВД было принято в связи с резким ухудшением ситуации в республике. Об этом же рассказывают и в министерстве по делам национальностей, на условиях анонимности заявляя, что в последние недели боевикам удалось окончательно дестабилизировать обстановку в Ингушетии, продемонстрировав неспособность местных силовиков самостоятельно справиться с ситуацией. По данным источников The New Times, решение об операции было принято министром внутренних дел Раши-дом Нургалиевым в конце июля. Помимо увеличения контингента внутренних войск спецоперация предусматривает усиление паспортного контроля, проверку автотранспорта и мест, где могут находиться разыскиваемые преступники.
На ситуации в Назрани и Магасе увеличение воинского контингента в республике пока никак не отразилось. Около полутора тысяч из введенных двух с половиной разместились в Сунженском районе республики, рядом с селом Алхасты, еще около тысячи человек находятся в районе сел Ачалуки Малгобекского района. По словам начальника пресс-службы внутренних войск МВД России полковника Василия Панченкова, спецназ внутренних войск в настоящее время проверяет информацию о местах расположения бандгрупп, а также оборудованных боевиками тайников с оружием. Анонимный представитель штаба Объединенной группировки войск на Северном Кавказе заявил «Интерфаксу», что из числа военнослужащих МВД выставлены дополнительные посты, бронетехникой укрепляются позиции в районах, через которые ориентировочно боевики проникали на территорию Ингушетии. Впрочем, учитывая географическое расположение Сунженского и Малгобекс-кого района, не трудно догадаться: боевики проникали со стороны Чечни.
В Северной Осетии в связи с ситуацией в Ингушетии для сотрудников правоохранительных органов уже введен усиленный вариант несения службы и укреплены меры безопасности на границе. При этом президент Ингушетии Мурат Зязиков поводов для беспокойства не видит, назвав происходящее «плановым мероприятием» по борьбе с преступностью, которое не создаст никаких неудобств для населения.
Предвыборная зачистка
Депутат Госдумы от Ингушетии Мухарбек Аушев считает, что сложившаяся ситуация — логичный итог бездействия местных властей. «Боевики распоясались из-за отсутствия власти в республике, — заявил Аушев The New Times. Наступила «зеленка», боевики показывают перед выборами, что война продолжается, в этом нет ничего удивительного: за три года, прошедших с захвата Ингушетии боевиками Басаева, партизанское подполье никуда не делось».
Начало спецоперации в Ингушетии за месяц до старта предвыборной гонки в парламент, впрочем, очень сильно напоминает сюжет восьмилетней давности, когда после рейда боевиков на Дагестан началась вторая чеченская кампания. Взрывы домов в Москве и последовавшее затем обещание Владимира Путина «замочить в сортире» боевиков помогло едва назначенному премьер-министру в рекордные сроки поднять свой рейтинг и в итоге в марте 2000 года добиться победы в первом же туре президентских выборов. Новое обострение ситуации на Кавказе теоретически может быть использовано как для раскрутки нового преемника, так и для отмены выборов вовсе. Права ввести в стране чрезвычайное положение, при котором любые выборы отменяются, президента пока никто не лишал. Случиться это в соответствии с федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» может в случае «вооруженного мятежа, массовых беспорядков, террористических актов, блокирования или захвата особо важных объектов или отдельных местностей, подготовки и деятельности незаконных вооруженных формирований, межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями». Подпадут ли события в Ингушетии под это определение, станет понятным уже в ближайшие недели.
Илья Барабанов
_____________________________________________________________________________
* При перепечатке или цитировании ссылка на журнал The New Times обязательна