Мы разошлем вашу новость, анонс или пресс-релиз в более 1000 СМИ
Мы опубликуем вашу новость в самых авторитетных и профильных изданиях России и СНГ
Предоставим подробный отчет, с ссылками на все публикации
Популярные новости
16.04.2012 Образование, обучение, наука
Народный контроль госзаказа
Дмитриенко Марина, руководитель Проекта “Стратегия”
Сейчас и навсегда
Сегодня общественные организации вновь становятся активными субъектами политического и правового пространства Российской Федерации, их роль в формировании новой системы общественных отношений существенно возрастает.
Взаимная ответственность и гражданская позиция
Нововведения касаются и сферы государственных закупок, которые будут осуществляться согласно новой федеральной контрактной системы, предполагающей перманентный контроль со стороны общественных организаций.
Главенствующую роль в формировании новой федеральной контрактной системы будут играть те субъекты РФ, которые уже сегодня готовы представить свою гражданскую позицию.
Чрезвычайно важно обеспечить эффективность использования каждого рубля, контроль, чтобы бюджетные средства не разворовали. Именно поэтому, выступая в апреле 2011 года с отчетом Правительства в Государственной Думе, Владимир Путин обратился ко всем оппозиционным фракциям с предложением помочь обеспечить этот контроль с тем, чтобы каждый выделяемый рубль действительно работал на благо людей.
Концепция федеральной контрактной системы предполагает серьезный контроль со стороны общественных организаций - народный контроль.
Народный контроль – исторически сложившаяся форма контроля общественных организаций за действиями представителей власти.
При организации движения народного контроля важно помнить формулу демократии Чарльза Тилли, указывающий на обязательные составляющие: широкие, равные, защищенные, взаимообязывающие консультации. Взаимные обязательства являются неотъемлемой составляющей: не только власть берет несет ответственность перед обществом, но и общество несет ответственность за выполнение достигнутых договоренностей.
Институт общественной службы
На государственном уровне уже давно сформирован запрос и оказана поддержка созданию общественных институтов, которые по самому своему статусу и функционалу способны к взаимодействию на таком серьезном уровне.
Институты взаимодействия широко известны: электронное правительство, саморегулируемые организации, институт общественной службы.
Электронное правительство должно обеспечить как более эффективное и менее затратное администрирование, так и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством, приведет к росту возможностей демократического влияния общественности на принимаемые исполнительной властью решения и к повышению ответственности власти перед народом.
Саморегулируемые организации (СРО), которым уже переданы многие государственные функции: контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, дисциплинарное воздействия в отношении членов СРО.
Институт общественной службы, по аналогии с институтом гражданской службы. Народный контролеры обладают определенными полномочиями. Народные контролеры госзаказа - специалисты, находящиеся на общественной службе, их полномочия, позволяют им получать информацию, осуществлять контроль, встречаться и взаимодействовать с должностными лицами на федеральном и региональном уровнях как в рамках работы Комиссий, так и в процессе выездных проверок. Это полномочные представители гражданского общества, действующие в его интересах и в координации с исполнительной властью.
Конференция как первый шаг
В мире постоянно идет поиск новых форм привлечения общественности, в частности, есть опыт научно обоснованного формирования так называемых общественных жюри для обсуждения общественно значимых проблем.
Технология гражданских жюри была предложена некоммерческой общественной организацией «Джефферсон-центр». В Европе возникли близкие по содержанию технологии «гражданских конференций» и «конференций по достижению консенсуса».
Народный контроль госзаказа намерен не только проводить Конференции, аналогичные научно-практической конференции «Народный контроль в системе госзаказа России – это реальность», которая состоится в 24 апреля 2012 года Конгресс-центре Торгово-промышленной палаты России. Такие Конференции, встречи внутри сообщества специалистов станут, естественно, регулярными, но это только верхушка большой айсберга. Взаимообязывающий инструмент - Комиссия, на которой все представители общества, исполнительной, законодательной властей коллегиально и оперативно смогут устранить любые кооррупционные схемы, решить конкретные задачи в любой сфере предпринимательства. А народный контролер не только ведет мониторинг, дает квалифицированную оценку жалобам, проверяет информацию на фальсификацию в “узких”, коррупционных целях и передает данные претензии предпринимателя на Комиссию, сопровождая конкретными механизмами решения. Народный контролер выполняет конкретную работу, связывая в интересах общества и народа предпринимательский интерес и государственный интерес между собой.
Претензии предпринимателей попадают, таким образом, в публичное поле. А механизм Народного контроля госзаказа преобразует это публичное поле в поле контроля над властью, произволом чиновника. Через этот механизм граждане принимают непосредственное участие в управлении. Но механизм Народного контроля госзаказа - “умный” механизм. В нем заложена и система защиты интересов государства от неквалифицированных и не чистых на руку поставщиков.
Президент одобрил и попросил
Поскольку “откаты” составляют 1-2% ВВП, что сопоставимо с дефицитом Пенсионного фонда, Народный контроль госзаказа с первых дней может влиять на рост ВВП в стране с одной стороны, с другой - решать конкретные проблемы малого и среднего бизнеса, влиять на работу региона.
Сегодня стоит не превращать такой контроль в «охоту на ведьм», как это пытаются сделать различные одиозные фигуры, необходим взаимоответственный диалог с конкретным результатом, в виде качественно размещенных и выполненных объемов работ.
Президент также одобрил выдвинутые идеи о механизмах общественного контроля. Речь идет о системе мониторинга и оценке уровня коррупции в госорганах с учетом мнения граждан.
Свою роль здесь должны сыграть и СМИ, которых президент попросил не забывать о принципе презумпции невиновности при освещении коррупционных скандалов. Средства массовой информации должны стать активными участниками Народного контроля госзаказа, через общественные организации войти в комиссии как на региональном, так и на федеральном уровне. СМИ получают уникальный информационный поток от руководителей представительств Народного контроля госзаказа о коррупции и нарушенных правах предпринимателей, а также, становятся участниками конвертирования жалоб из публичного поля в поле контроля над властью.
Андрей Яковлев, Высшая школа экономики, директор Института анализа предприятий и рынков, директор Международного центра изучения институтов и развития сказал, что на его взгляд, главным ограничением конкуренции в Российской Федерации сегодня является как раз сращивание представителей государства на разных уровнях, прежде всего на нижних и средних, с конкретными компаниями, которые работают в отраслях, на рынках.
Так вот именно Народный контроль госзаказа в состоянии разорвать эту связь, дать возможность государству получить высокое качество выполненных работ и поставленных товаров, а предпринимателю - развить свой бизнес, выйти на новый уровень заказов и финансового благополучия.