Все новости
Добавить новость

Мы разошлем вашу новость, анонс или пресс-релиз в более 1000 СМИ

Мы опубликуем вашу новость в самых авторитетных и профильных изданиях России и СНГ

Предоставим подробный отчет, с ссылками на все публикации

10-03-2016, 06:00

Президент Сахалинского государтсвенного университета ратует за серьезные коррективы

Президент Сахалинского государтсвенного университета ратует за серьезные коррективы

18 февраля Комитет Государственной Думы по образованию провел парламентские слушания по теме: "О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации". Вузы дальневосточного региона, так уж сложилось, на парламентских слушаниях представлял один делегат – президент Сахалинского государственного университета Борис Мисиков.

Открыл слушания председатель комитета В. Никонов, доктор наук, профессор. Он уделил особое внимание проблемным вопросам, существующим в нынешней системе высшего образования России и выразил уверенность в том, что эти вопросы найдут отражение в дискуссии. Действительно, делегаты из разных регионов обсудили вопросы приема студентов, права студентов, условия для их занятий и проживания, плату за обучение на коммерческих отделениях, доступность получения высшего образования в малых городах и в сельской местности, доступность образования для инвалидов. Не остались без внимания проблемы качества образования, образовательных и профессиональных стандартов, содержания образования, структуры специальностей, фундаментальные вопросы о финансировании, заработной платы профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, критериях оценки эффективности работы вузов, структуре учреждений высшего образования, их слиянии, особенно разнопрофильных вузов…

Б. Мисиков в своем выступлении затронул серьезные и проблемы, находящиеся на острие дискуссий, которые, по большому счету, касаются многих региональных вузов, да и всей действующей системы высшего образования России. Ему и слово.

О стандартах и структуре подготовки

В условиях финансового кризиса, санкций, долговечных решений, препятствующих сближению России с Европейским Союзом и США, назрел вопрос о корректировке курса, проводимого руководством отрасли, (образования, в том числе высшего) в последние годы. Необходимо пересмотреть некоторые вопросы перехода на обновленные стандарты, вдохновленные так называемым Болонским процессом. Зачем импортировать структуру и содержание подготовки специалистов для России, позаимствованные из англо-саксонской модели, если в отечественных основных отраслях взят курс на импортозамещение, при том, что Европейский Союз демонстрирует полное нежелание (а то и враждебность!) воспринимать правила и принципы, отличные от собственных? В условиях нехватки кадров на Дальнем Востоке такое стремление приблизить нашу структуру и содержание их подготовки к западной модели лишь приведет к дальнейшей утечки мозгов из России и Дальневосточного федерального округа за рубеж. Немало претензий в последнее время звучит к «компетентностному подходу» и по существу. «Академическая мобильность», на взгляд многих экспертов, в российских условиях может быть интересна в основном лишь для обеспечения включенного обучения по отдельным высокотехнологичным направлениям, где имеется явное отставание. Уже созданная структура «бакалавр – магистр» жизнеспособна, но требует доработки, корректировки, при этом для большинства программ требуется вернуть такую самостоятельную ступень, как «специалист». Для выполнения этих шагов нужны законодательные решения.

Об экономических вызовах

Несколько лет назад были приняты и недавно внедрены новые стандарты расчета оплаты за обучение в договорном секторе высшей школы. По этим требованиям размер оплаты за обучение должен быть не меньшим, чем расчетные государственные расходы на обучение студента на бюджетной основе. Такой стандарт привел к финансовому краху большинства платных программ очного обучения, ведь назначенная плата оказалась неподъемной для большинства первокурсников Дальневосточного Федерального округа. Как следствие – в ближайшие годы внебюджетный сектор вузов резко сократится, это приведет к невозможности поддерживать требуемый уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава, а главное – не позволит качественно развивать и модернизировать программы вузов за счет внутренних ресурсов. Для дальневосточных вузов явление особенно болезненное Наполняемость групп и потоков здесь традиционно невысокая, бюджетное подушевое финансирование не решает всех проблем развития. Требуется законодательное разъяснение, толкование порядка ценообразования в бюджетных учреждениях, возвращающее рыночные принципы формирования цены, пусть при базовых-нормативных, достаточно высоких назначениях. Почему поднимать цену с учетом конъюнктуры рынка мы имеем право, а снижать – нет?!

О результатах ЕГЭ и необходимости корректировки их применения

Созданная общероссийская система измерения уровня школьных и иных уровней знаний по предметам ценна и полезна, особенно для анализа и принятия методических и управленческих решений. Вместе с тем, многих настораживают некоторые признаки того, что эта система приобретает характер карательно-запретительной. В последнее время все чаще звучат предложения о недопуске в вузы вообще всех выпускников школ с суммой баллов ниже установленной сверху. Об антураже сказ особый - доходит до того, что учеников при входе в школу для сдачи ЕГЭ подвергают унизительному физическому обыску… При общем демографическом спаде дальневосточные вузы остаются без потенциальных абитуриентов, тем более, что традиционно многие молодые люди с хорошими оценками уезжают «пробовать свои силы» в столичные вузы. Явно недостаточная разъяснительная работа проводится со школьниками в плане важности выбора нужных предметов ЕГЭ для дальнейшей учебы по выбранному направлению или специальности… Все это в комплексе вредно и несправедливо. Ведь любой вузовский преподаватель знает, что нередко слабые абитуриенты из глубинки к третьему курсу полностью адаптируются, раскрывают свой потенциал, становятся лучшими в своих группах. Созданная система применения результатов ЕГЭ отсекает от высшего образования потенциально талантливых, трудолюбивых ребят, которым не повезло со школой или конкретным преподавателем, или просто с местом, где они провели свои школьные годы. Увы, на просторах огромного Дальневосточного федерального округа проблемных мест предостаточно. Нужно дать шанс молодым людям, стремящимся к образованию. В этом случае вполне могла бы помочь легитимная демократичная олимпиада или система олимпиад для дальневосточных вузов, признанная Советом олимпиад и всеми вузами-участниками. Есть предложение ослабить требования к количеству участников по предмету при проведении аккредитации вузовских олимпиад. В этих и других вопросах, связанных с ЕГЭ, многое зависит от позиции законодателя. Ясно одно - коррективы необходимы.

Постскриптум

По словам Б. Мисикова, предложения выступавших, в том числе и приведенные выше были внимательно выслушаны собравшимися, многие вошли в итоговый документ слушаний - рекомендации Правительству РФ, Государственной Думе РФ, Министерству образования и науки РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, органам государственной власти субъектов РФ. В числе участников слушаний были А. Климов, заместитель министра образования и науки РФ, руководители других федеральных министерств и ведомств, представители исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов, профессиональных ассоциаций, ректоры вузов, эксперты. Безусловно, весьма компетентный форум! Но вместе с тем, не стоит и особенно переоценивать выработанные рекомендации. Ведь судя по всему, данные слушания были последними для действующего созыва Государственной Думы, в сентябре полномочия народных избранников закончатся. Поэтому рекомендации скорее нужно рассматривать как напутствие депутатам следующего состава Российского Парламента.