Все новости
Добавить новость

Мы разошлем вашу новость, анонс или пресс-релиз в более 1000 СМИ

Мы опубликуем вашу новость в самых авторитетных и профильных изданиях России и СНГ

Предоставим подробный отчет, с ссылками на все публикации

24-12-2014, 11:26

Низкая инфляция во Франции как признак изменения темпов роста

Низкая инфляция во Франции как признак изменения темпов роста

В условиях низкой инфляции ("low-flation”) и медленного экономического роста существует опасность, что Франции не удастся избежать ситуации, при которой снижение цен ведет к уменьшению потребления, что в свою очередь вызывает новое снижение цен. Возможно ли, что Франции, не повторяя падения в пропасть Великой депрессии, поразившей в 1930-е годы Соединенные Штаты и ряд европейских стран, придется тем не менее пережить длительный период стагнации цен и роста, как это произошло с Японией в период с 1990 по 2010 годы? И что, в таком случае, это будет означать для французской экономики и компаний?

 

 

Какие уроки можно извлечь из 20-лет низкой инфляции в Японии?

Япония пережила почти 20-летний период низкой инфляции с 1990 по 2010 годы. В то время японская экономика росла в среднем на 1% в год, а годовая инфляция составляла 0,3%. После того, как экономика Японии в 1980-х годах испытала «перегрев», в начале 1990-х годов прошла первая волна банкротств. Многие японские компании, имевшие низкую доходность, высокую долговую нагрузку и избыточные производственные мощности, пострадали, когда банки ужесточили условия кредитования из-за неконтролируемой инфляции, за которой последовала дефляция. После кратковременной передышки в 1997 году, когда цены стали расти благодаря повышению ставок НДС, вновь начался период "лоу-фляции”, котороый продлился до 2010 года. Этот период был отмечен новым пиком банкротств, который пришелся на 2001 год и был вызван реструктуризацией банков.

 

Столь длительный период стагнации цен был обусловлен рядом факторов. Прежде всего, слишком долго откладывалась консолидация банковской системы. Во-вторых, проводимая Банком Японии политика "нулевой ставки” не оказала необходимого воздействия, и большой объем денежной массы в обращении не смог положительно повлиять на реальную экономику. Наконец, поскольку в то время японская экономика росла медленнее, чем это позволяли существовавшие тогда возможности, , наличие неиспользуемых производственных мощностей способствовало снижению цен.

 

Хотя риск серьезной дефляции и маловероятен, вполне возможен длительный период низкой инфляции, подобно тому, как это было в свое время в Японии.

Есть основания полагать, что Франция сможет избежать реальной дефляции. Первое, это относительная стабильность заработной платы. К факторам, поддерживающим цены, следует также отнести доступность дешевой ликвидности и современный центральный банк, который активно обеспечивает финансовую стабильность рынка. Именно этих факторов крайне не хватало в 1930-е годы, а сейчас они должны позволить Еврозоне избежать дефляционной ловушки.

 

Однако прохождение через длительный период низкой инфляции и слабого роста, как это было в Японии 1990-х годов, кажется более вероятным. И рост, и инфляция фактически снижались с 2011 года. По прогнозу Coface, прирост ВВП вряд ли превысит 0,4% в 2014 году и 0,8% в 2015 году, что намного ниже уровня, отмеченного в 2011 году (2,1%). Кроме того, потребительские цены выросли почти на 0,5% за год (на конец октября 2014 года), и инфляция возрастет в среднем на 0,7% в 2015 году по сравнению с 2,3% в 2011 году. Однако этот риск следует рассматривать в его нынешнем контексте. Сегодня положение французского банковского сектора гораздо лучше, чем японских банков в 1990-х годах. И степень перегрева французского рынка недвижимости также ниже, чем это было в Японии.

 

Какие существуют риски и возможности для французских компаний?

Как в Японии в 1990-е годы, так и во Франции низкая инфляция является косвенным следствием кризиса.

 

Такое одновременное снижение экономического роста и инфляции происходит главным образом из-за слабого спроса. Это нормальное явление в периоды, следующие за кризисом или кризисами. Наличие избыточных производственных мощностей (коэффициент использования производственных мощностей по-прежнему ниже среднего докризисного показателя) означает, что многие отрасли промышленности чрезвычайно чувствительны к любому снижению инфляции. В подобных ситуациях компании предпочитают экономить деньги и снижать долговую нагрузку вместо того, чтобы осуществлять инвестиции. Это не способствует их росту в среднесрочной перспективе.

 

Однако в более краткосрочной перспективе низкая инфляция несет с собой некоторые преимущества для французской экономики. Прежде всего, она вызовет рост покупательной способности домохозяйств и, следовательно, потребления, которое до сих пор является ключевой движущей силой экономического роста. Что касается компаний, то для них создаются благоприятные условия финансирования благодаря низким процентным ставкам. Кроме того, снижение производственных затрат, связанное с падением цен на нефть, оказывает положительное воздействие на прибыли компаний. Неудивительно, что наибольшую выгоду от недавнего коллапса мировых цен на нефть извлекли химический и транспортный сектора.

 

В дополнение к этому краткосрочному воздействию, длительный период низкой инфляции знаменует собой изменение темпов роста (чем ниже рост, тем ниже инфляция), а также более благоприятные финансовые условия и более медленный рост производственных затрат для компаний. Результаты 2014 года это подтвердили: если ранее для уменьшения количества банкротств компаний во Франции был всегда необходим прирост ВВП, превышающий 1,6%, то теперь показатель числа банкротств стабилизировался (и даже ожидается его небольшое снижение на 1,2% в 2014 году по сравнению с 2013 годом), несмотря на то, что прирост ВВП составил только 0,4%.

 

MEDIA CONTACTS

Maria KRELLENSTEIN - T. +33 (0)1 49 02 16 29maria.krellenstein@coface.com

Justine LANSAC – T. +33 (0)1 49 02 24 48 justine.lansac@coface.com

 

About Coface

 

The Coface Group, a worldwide leader in credit insurance, offers companies around the globe solutions to protect them against the risk of financial default of their clients, both on the domestic market and for export. In 2013, the Group, supported by its 4,440 staff, posted a consolidated turnover of €1.440 billion. Present directly or indi-rectly in 98 countries, it secures transactions of over 37,000 companies in more than 200 countries. Each quarter, Coface publishes its assessments of country risk for 160 countries, based on its unique knowledge of companies’ payment behaviour and on the expertise of its 350 underwriters located close to clients and their debtors.

 

In France, Coface manages export public guarantees on behalf of the French State.

www.coface.com

 

Coface SA. is listed on Euronext Paris – Compartment A

ISIN: FR0010667147 / Ticker: COFA