Все новости
Добавить новость

Мы разошлем вашу новость, анонс или пресс-релиз в более 1000 СМИ

Мы опубликуем вашу новость в самых авторитетных и профильных изданиях России и СНГ

Предоставим подробный отчет, с ссылками на все публикации

20-08-2014, 11:49

Независимых директоров внедрят в крупнейшие государственные АО

На днях стало известно, что госкомпаниям предложено включить в состав совета директоров не менее трети независимых директоров. Эта новость, прежде всего, свидетельствует о том, что пришло время внедрить положения нового кодекса корпоративного управления в крупнейшие монополии страны. Что же дадут независимые директора компаниям, и какую работу еще необходимо провести на пути становления института независимого директора в России. Своим мнением по данному вопросу поделился ведущий эксперт Контрольного управления Президента РФ, эксперт НИИ Корпоративного и проектного управления (НИИ КПУ) Сергей Луценко.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, особое внимание сфокусировано на роли независимого директората. Ввиду того, что именно институт независимого директорат позволит реализовать качественное корпоративное управление в публичной компании (в том числе с государственным участием). В свою очередь, в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года, которая утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р также отмечено, что отдельной задачей является особенная роль независимых директоров в публичных компаниях. Поскольку, именно они будут способствовать реализации одного из основополагающих принципов корпоративного управления, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития, согласно которому именно данный институт должен иметь возможность выносить объективное независимое суждение по корпоративным вопросам. Независимый директор является, своего рода, драйвером (носителем) объективного взгляда на оценку работы компании и ее руководства. Кроме того, именно независимый руководитель играет большую роль при достижении компромисса, где интересы менеджмента компании и ее акционеров расходятся (так называемая, агентская проблема).
Институт независимого директората в публичной компании с государственным участием, позволит, на практике, реализовать модель, направленную на превентивные меры (недопущение вывода активов из компании). Особенно интересным представляется рассмотрение процедуры, в рамках национального государства, которая позволяет идентифицировать бенефициара, в случае вывода активов (разрушение стоимости компании) за пределы Российской Федерации. В конечном итоге, представленные механизмы и превентивные меры (определенные процедуры) позволят повысить уровень корпоративного управления.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые недостатки Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению письмом Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463.
В частности в нем не учитываются (не прописаны), следующие аспекты. При построении качественного корпоративного управления необходимо использовать «лучшие методы», выведенные из «группы равных» (peer groups). Другими словами, реализация «лучших методов» (практик корпоративного управления), которые выявляли бы «группы равных» с аналогичными агентскими проблемами и корпоративными структурами, которые могли бы соответствовать данной публичной компании. Например, использование публичными компаниями дифференцированных бизнес-стратегий, которые используются другими успешными компаниями, приводящие к оптимальным инвестициям, структуре капитала и т.п. Компания производит отбор модели эндогенно, в соответствии со своей структурой управления (внутренне присуще только данной компании), из соответствующей отрасли, к которой она относится компания. Наконец, механизм использования «лучших методов» позволит использовать передовые методики компаний в аналогичных отраслях для повышения благосостояния своих собственников и капитализации компании.
В Кодексе корпоративного управления рассматривается механизм вознаграждения в отношении директората по результату («pay for performance) деятельности компании. На самом деле, представленный Кодекс основывается на парадигме homo economicus, то есть, что руководители - рациональные и эгоистичные акторы. При этом не учитывается прогрессивная модель мотивационных выплат, основанная на добросовестности (просоциальности) действий со стороны руководства компании. Модель поведения директората является «просоциальной», когда руководитель в ущерб своему времени, денежным средствам или некоторым другим ценным ресурсам, стремится помочь или избежать причинения вреда компании и ее собственникам. Реализация просоциального поведения в отношении руководства публичной компании, возможна, только в случае, если будет смоделирован оптимальный контракт между руководством компании и ее собственниками, в котором будут присутствовать не только механизмы выплат вознаграждения по результату деятельности компании, но и просоциальные особенности (ожидания со стороны другого участника (руководителя или собственника), то есть, как повел бы он в схожей ситуации, при схожих обстоятельствах).
Итак, введение института независимого директората в публичной компании позволит смягчить агентский конфликт между заинтересованными участниками, сформировать объективное мнение по стратегическим бизнес-вопросам компании.